вторник, 24 июля 2012 г.

Открытые образовательные ресурсы на русском: "Надо над этим работать!"

Ольга Хмылко опубликовала интересную рефлексию в форме вопросов (хороший вопрос дорогого стоит!) сразу после нашего первого вебинара. Мне особенно понравился ее вопрос о том, нужно ли сетевое общение в преподавании естественных наук (в противоположность гуманитарным). И я ответил следующее:
Для них в первую очередь! Я говорил на вебинаре о том, как сильно отличаются заметки к лекциям западных профессоров по высшей математике (MIT OCW) от отечественных учебников на ту же тему. Американцы объясняют! По-настоящему, словами. Именно для этого и нужно общение. Как в математике, так и в физике (например физический смысл теоретических уравнений...) и любой другой точной науке. :)
Далее, Ольга написала:
может быть оно и так! :)
Но... математика (как впрочем и информатика) в русском интернете - либо решенные задачи, либо "делай как Я", либо уж-ж-жастно умные статьи...
то есть либо ничего не надо объяснять, либо вообще объяснить невозможно...
Надо над этим работать!
Какой замечательный ответ! И как точно он отражает ситуацию с (открытыми) образовательными ресурсами на русском языке, по которым действительно можно чему-то научиться (думаю, что с украинским тоже есть проблемы). Единственное правильное решение: "Надо над этим работать!" Правда, не понятно, как осилить такой гигантский объем работы, учитывая, что начинать приходится практически с нуля?

Я знаю один интересный способ!

Несколько лет назад я узнал о программе d-Scribe в Мичиганском университете, которая была направлена на производство открытых (не просто бесплатных, а свободных от копирайта) образовательных ресурсов данного заведения. Проблема в том, что просто так Мичиган не мог опубликовать свои презентации, заметки к лекциям и прочее, так как профессора использовали в своей работе защищенные материалы третьих лиц. Решение оказалось очень простым! Университет предложил студентам-добровольцам делать подробнейшие конспекты лекций в течение всего семестра, чтобы по окончанию можно было сверить их работу -- уникальный материал без чужого копирайта (!) -- и собрать все в один готовый пакет открытых образовательных ресурсов по каждой из дисциплин (кстати, все авторы конспектов были учтены).

Старо как мир, если вспомнить учебники, которые рождались благодаря подробнейшим студенческим конспектам. Но ведь работает! Сейчас, когда необходимо с чего-то начать, привлечение ребят к производству материалов -- очень даже не плохая идея. Идея, за реализацию которой можно и дополнительными баллами поощрить. Кроме того, Вы дадите им возможность ощутить себя частью учебного сообщества ВУЗа! ;)

***

Очень важно для сетевого общения, а также открытого и самоорганизующегося обучения в сети, чтобы ресурсы были именно открытыми. Т. е. чтобы ими можно было беспрепятственно делиться, воспроизводить, компилировать частями или в полном объеме, используя повторно самые различные производные работы, созданные специально для конкретных учебных целей группы или индивидуальных учащихся (естественно, ссылки на авторов сохраняются). Только такие ресурсы и называются открытыми образовательными (ЮНЕСКО, Фонд Хьюлетов, Creative Commons). Должен добавить, что в России таких ресурсов практически нет. С этим нам и предстоит бороться! ;)

Рекомендую также прочесть: Что такое открытые образовательные ресурсы — краткий обзор

14 комментариев:

  1. Да, есть такой способ ("дай себе помочь" - Анатолий Гин). Часть контента моего сайта создавалась усилиями студентов.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здорово! Я изучил часть Ваших материалов и еще раз убедился, что на курсе очень продвинутые участники. Мне действительно приятно провести эти две недели с профессионалами-единомышленниками!

      Удалить
    2. Ваня, ты прав. Я уже об этом упоминала. Такого коллектива в онлайн мероприятиях я еще не встречала! Притягательной силой владеешь, Иван Травкин!!! :-)

      Удалить
  2. Персональная среда обучения создается самими студентами-они пишут, делают и делятся материалами, которые написаны на понятном для них языке. Задание и контроль остается за преподавателем. мы так создавали со студентами интерактивные фильмы. Самое главное мотивация студентов...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Главное, чтобы ребята осознали следующее: их вклад имеет значение! И если что-то останется после них самих (то, что они делали, в первую очередь, для себя), то это тоже будет полезно будущим поколениям студентов :) Это очень близко к идее community as curriculum, т. е. к тому, что мы с Вами вместе моделируем в этом курсе :)

      Удалить
    2. Однозначно! Если бы вам пришлось увидеть в живую, что делают студенты Натальи Алексеевны, были бы приятно удивлены. Прекрасно владеют искусством делать презентации, держатся легко и уверенно. В презентациях все разложено по полочкам. Вот Это работа преподавателя!!!

      Удалить
  3. В университете Т. Шевченко один из учителей дал задание - статья в Википедии. Естественно с соответствующей проверкой, ссылками... Студенты готовят их очень серьезно, т.к. понимают - читает весь мир, на эти статьи будет много ссылок и упоминаний

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Такая статья -- это не просто серьезное (взрослое) задание, которое можно рассматривать как фассилитируемую/моделируемую профессиональную деятельность, но и полноценный пункт будущего резюме выпускника! Отличный пример!

      Удалить
  4. кстати у меня в блоге по ООР залит целый доклад

    ОтветитьУдалить
  5. >>Проблема в том, что просто так Мичиган не мог опубликовать свои презентации, заметки к лекциям и прочее, так как профессора использовали в своей работе защищенные материалы третьих лиц. Решение оказалось очень простым! Университет предложил студентам-добровольцам делать подробнейшие конспекты лекций

    Да, копирайтная дурь ещё не дошла до того, что студенты не могут делать конспекты лекций с защищенными материалами третьих лиц. Для себя, так сказать. А вот когда эти конспекты с защищенными материалами третьих лиц появятся в общем доступе??

    Впрочем, у нас всё равно с этим должно быть попроще;-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Почему не могут? Копирайт не охраняет идеи и концепции, он защищает форму их выражения (текст, изображения и т. п.). Записал своими словами -- твой материал. Нарисовал свой чертеж -- твой материал. Со студенческими конспектами на Западе речь шла как раз о дословных записях; к опосредованному или перефразированному конспекту претензий быть не может. А дурь она и в Африке дурь, впрочем, как и жадность :)

      Что самое интересное, в Мичигане студенты помогали профессорам. Они работали вместе, чтобы создать открытые образовательные ресурсы. Кстати это большое подспорье для преподавателя в том смысле, что он не всегда имеет право унести с собой свои же УМК, переходя в другой университет (они принадлежат заведению). А если эти УМК открыты -- без проблем :)

      Удалить
    2. " А дурь она и в Африке дурь, впрочем, как и жадность :)" - хорошо сказано, особенно второе.

      Удалить
  6. Иван, Константин, Наталья спасибо за идею, обязательно опробую с учениками.

    ОтветитьУдалить